Трудовые гарантии работникам, достигшим пенсионного возраста, при расторжении трудового договора по инициативе работодателя
Статьей 35 Конституции ПМР регламентировано, что каждый имеет право на труд. В соответствии с Конституцией ПМР основы государственной политики в сфере трудовых отношений определены Трудовым кодексом ПМР (далее – ТК ПМР), который, в том числе регулирует отношения работников и работодателей, возникающие в связи с заключением и реализацией трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений.
Право на труд реализуется посредством вступления сторон в трудовые правоотношения, которые возникают, меняются и прекращаются в общем порядке, установленном ТК ПМР. Детально прописанный регламент приема на работу и увольнения необходим для того, чтобы соблюсти баланс прав работника и работодателя, не допустив злоупотребления ими одной из сторон.
Действующее трудовое законодательство ПМР предусматривает государственные гарантии работникам, как при оформлении трудовых отношений, так и при их расторжении.
В настоящее время, согласно действующему трудовому законодательству, наступление пенсионного возраста порождает право работодателя расторгнуть с работником трудовой договор. При этом следует отметить, что такое право не предполагает необходимости действительного расторжения трудового договора.
В частности, с 30 июля 2022 года ТК ПМР предусматривает случаи расторжения трудового договора по инициативе работодателя в случае, если работник достиг пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет) и ему назначена пенсия (подпункт м-1 пункт 1 статьи 81 ТК ПМР).
Необходимо отметить, что достижение лицом пенсионного возраста не всегда влечет назначение пенсии (к примеру, если имеется недостаток одного или нескольких видов стажа). В этой связи расторжение трудового договора с лицом пенсионного возраста по указанному основанию возможно при обязательном соблюдении одновременно двух условий – достижение пенсионного возраста и назначение пенсии.
Вместе с тем, законодательством установлены гарантии работникам, достигшим пенсионного возраста, при расторжении трудового договора по инициативе работодателя (статья 178-1 ТК ПМР), а именно:
— о предстоящем увольнении по основанию, предусмотренному подпунктом м-1) пункта 1 статьи 81 ТК ПМР, работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за 1 месяц до дня расторжения трудового договора;
— с лицами, уволенными на основании подпункта м-1) пункта 1 статьи 81 ТК ПМР, при их согласии в обязательном порядке заключается срочный трудовой договор на срок не менее 1 (одного) года.
По письменному заявлению работника при заключении срочного трудового договора окончательный расчет, выплата денежной компенсации за все неиспользованные дни отпуска не производится. За работником сохраняется право на неиспользованные до увольнения дни ежегодного оплачиваемого отпуска, при этом сроки предоставления оплачиваемого отпуска (т.е. по истечении 6 месяцев непрерывной работы у работодателя) на указанное право не распространяются.
Резюмируя вышеизложенное, следует подчеркнуть, что не допускается увольнение работника по инициативе работодателя, в случае если работник достиг пенсионного возраста и ему назначена пенсия без того, чтобы работодатель предложил работнику заключить срочный трудовой договор на срок не менее одного года.
Вместе с тем, также важно знать, что о предстоящем прекращении срочного трудового договора в связи с истечением срока действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за 3 три календарных дня до увольнения.
Необходимо отметить, что действующее трудовое законодательство не устанавливает обязанность работодателя перезаключать с работником срочный трудовой договор по истечении срока его действия. Также не установлена обязанность работодателя разъяснять работнику причину отказа в повторном заключении срочного трудового договора.
В случае нарушения работодателем трудовых прав, работник вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав и законных интересов в Службу государственного надзора МЮ ПМР, в городской (районный) суд либо в органы Прокуратуры ПМР.
Отдел общего надзора прокуратуры г. Тирасполь