О нарушении прав военнослужащих на жилье

Военной прокуратурой ПМР на основании заявления подполковника запаса «Б» была проведена проверка соблюдения Министерством обороны ПМР жилищного законодательства и законодательства о статусе военнослужащих.

Как показала проверка, подполковнику «Б», проходившему военную службу в одной из воинских частей Тираспольского гарнизона, была выделена трехкомнатная квартира в доме по улице Ларионова. С ним был заключен договор найма служебного помещения со сроком действия до момента его увольнения с военной службы. Кроме того, одним из пунктов данного договора указывалось, что служебное помещение в случае его увольнения с военной службы должно быть освобождено без предоставления ему другого жилья.

В конце 2010 года подполковник «Б» на основании Приказа Министра обороны ПМР был уволен с военной службы в запас по возрасту, т.е. в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Общая продолжительность военной службы у офицера составила на момент увольнения 38 лет, из которых 17 он прослужил в Вооруженных силах ПМР. За это время иное жилье ему не предоставлялось.

В мае 2012 года подполковник «Б» получил от Министерства обороны письмо с требованием в двухмесячный срок освободить занимаемую квартиру. На его просьбу к министру обороны о выдаче постоянного ордера на занимаемое служебное помещение был получен ответ, что это невозможно, поскольку он не является резидентом ПМР и состоит на пенсионном учете в Республике Украина.

Изучив материалы проверки по заявлению подполковника «Б», военная прокуратура нашла действия министерства обороны противоречащими законодательству о статусе военнослужащих.

Закон ПМР «О статусе военнослужащих» гласит, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и совместно проживающим с ними членам семьи, предоставляются жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены законом. Служебное же жилое помещение предоставляется только на первые пять лет военной службы. При более продолжительной службе военнослужащему должно быть предоставлено жилое помещение.

Произошедшее оформление жилого помещения, выделенного подполковнику «Б» в качестве служебного, явилось необоснованным, поскольку на момент его предоставления срок службы по контракту только в Вооруженных силах ПМР у него составлял более 10 лет. Да и требовать его выселения не возможно без предоставления другого жилья. Помимо этого, закон гарантирует военнослужащему, имеющему выслугу более 10 лет и достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, предоставление жилья.  Такой военнослужащий не может быть уволен с военной службы, без его согласия, если жилищный вопрос окончательно не решен.

Вместе с тем, реализация военнослужащим своего права на получение жилья совершенно не зависит от места его пенсионного учета. Военнослужащие, прослужившие в Вооруженных силах ПМР более 10 лет, при желании обеспечиваются жилым помещением по избранному постоянному месту жительства.

Результаты проведенной Военной прокуратурой проверки свидетельствуют о нарушении Министерством обороны ПМР норм жилищного законодательства и конституционных прав на жилье подполковника «Б». С целью устранить данные нарушения в адрес Министерства обороны и было внесено соответствующее требование.