Интервью Прокурора республики к Международному дню борьбы с коррупцией

Ежегодно 9 декабря во всем мире отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Международные структуры, органы власти государств, гражданское общество и отдельные лица по всему миру объединяют свои усилия в целях противодействия этому негативному явлению. Приднестровье, будучи правовым демократическим государством, реализует планомерную государственную политику в этой области. Работа по противодействию коррупции осуществляется абсолютно всеми органами государственной власти в рамках предоставленных полномочий. Ведущая роль в этом процессе отведена правоохранительным органам.

Прокуратура, в свою очередь, занимает в этой системе особое место, поскольку является координатором антикоррупционной деятельности, осуществляет надзор во всех сферах законодательства, в том числе антикоррупционного, выявляет и пресекает коррупционные проявления.

Прокурор республики А.А. Гурецкий к Международному дню борьбы с коррупцией дал интервью газете «Приднестровье», в котором рассказал о предпринимаемых антикоррупционных мерах, профилактике в этой области и планах на перспективу.

Приводим  полный текст интервью:

Борьба с коррупцией – дело общее

Сегодня Международный день борьбы с коррупцией. Именно 9 декабря 2003 года была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Действительно, данное негативное явление является проблемой всех государств мира. О том, как борются с этим злом в ПМР, мы решили узнать у прокурора республики Анатолия Гурецкого.

– Что вы понимаете под словом «коррупция»?

– В своей профессиональной деятельности мы этот термин понимаем так, как он определен в законе. К коррупции он причисляет злоупотребление должностными полномочиями, их превышение, дачу и получение взятки, незаконное участие в предпринимательской деятельности, коммерческий подкуп, иное незаконное использование должностного положения вопреки интересам общества и государства в целях получения выгоды.

– О каком законе идет речь? Насколько законодательная база у нас в этой сфере сформирована?

– В 2017 году принят Закон «О противодействии коррупции», внесены другие изменения в нормативно-правовую базу, что сделало законодательство более комплексным, дополнив уже имеющиеся средства борьбы с коррупционерами. Упомянутый закон систематизировал направления противодействия им, определил принципы работы и роль органов власти в этом. Но главное, он предусмотрел конкретные меры не только борьбы с коррупцией, но и ее профилактики.

– У прокуратуры широкий функционал в этих вопросах. А достаточно ли прокурорам полномочий?

– В правоохранительной сфере, как и в государстве в целом, важны баланс, система сдержек (они позволяют сдерживать злоупотребления в этой части госаппарата), а она, как известно, подвержена коррупционным посягательствам не меньше других, попытки воздействия на принятие законных решений, к сожалению, не изжиты. Так вот, эта система в период с 2012 года была отчасти разбалансирована после реформ прежнего Президента. Но в 2018 году, благодаря кропотливому труду всех ветвей власти, при непосредственном участии главы государства, место и роль прокуратуры в системе органов власти были определены в нормах Конституции. В том же году полномочия по надзору за следствием и дознанием были расширены, было возвращено право поддержания государственного обвинения. Сегодня у прокурора имеются эффективные правовые средства для реализации своих функций. При необходимости вопрос изменения полномочий может быть инициирован.

– Вернемся к профилактике коррупции.  Расскажите, в чем она заключается?

– При рассмотрении обращений или в результате плановых проверок выявляются нормы права, которые потенциально могут способствовать коррупции. Бывает, выясняется, что нужная норма вовсе отсутствует в законодательстве. Приведу пример. В прокуратуру поступила жалоба гражданки по вопросу ее лечения за рубежом. Нами было установлено, что действующим законодательством не урегулирован порядок ведения очередности лиц, нуждающихся в эндопротезировании за рубежом за счет бюджета, а также порядок распределения квот для проведения таких операций. Министерство здравоохранения по итогам нашего реагирования устранило «брешь», издав свой приказ. Сейчас мы анализируем, насколько этот акт решил проблему. Подобные случаи не единичны.  Их наличие само по себе не означает, что коррупционное правонарушение уже имело место. Но создается почва для этого. Наша задача – исключать такие факторы, проводя профилактику, в том числе антикоррупционную экспертизу правовых актов.  Следующее направление. Закон «О противодействии коррупции» определяет совершенствование порядка прохождения государственной службы как одно из направлений противодействия коррупции. Во II полугодии прокуратура начала проверку исполнения закона о государственной гражданской службе. Она продолжается. Но уже сейчас могу сказать, что выявлен ряд нарушений. Среди них – прием на работу без конкурса в случаях, когда он обязателен, несоблюдение конкурсной процедуры, прием на службу лиц, не соответствующих квалификационным требованиям. Однозначно по итогам проверки будем реагировать – требовать устранения нарушений. Направлений профилактики достаточно много. По большому счету вся надзорная деятельность призвана выполнять эту задачу. Уделяется внимание в работе прокуроров и повышению правовой грамотности населения.

– Можете рассказать, о чем идет речь?

– Противодействие коррупции – задача не только государства, но и каждого гражданина, поскольку вред от нее наносится всему обществу. По опыту скажу, что приднестровцы активно пользуются правом обращения в органы власти. Эта активность тоже минимизирует коррупцию. По инициативе главы государства прокуратура несколько последних лет проводит плановые проверки исполнения законодательства об обращениях, уделяем этому повышенное внимание. Следует отметить, что знание гражданами своих прав и обязанностей в любой сфере, будь то здравоохранение, образование, предоставление госуслуг, земельные вопросы, градостроительство и т.д., – способствует искоренению коррупционных проявлений. Помимо этого граждане должны знать о вреде, который наносит коррупция, и об ответственности за коррупционные правонарушения. Для этого до пандемии прокурорские работники проводили лекции для различных целевых аудиторий. Они обязательно продолжатся по мере улучшения эпидемиологической ситуации. В этом году специально к Международному дню борьбы с коррупцией прокуратурой разработаны агитационные плакаты.

– Вы упомянули об ответственности. Это сдерживающий фактор. О какой ответственности идет речь?

– За все коррупционные преступления предусмотрена уголовная ответственность. Наказание за них достигает 12 лет лишения свободы. Может быть и внушительный штраф, до 3500 РУ МЗП, а для таких преступлений, как дача и получение взятки, штраф в размере до 90-кратной суммы взятки. Если говорить, например, о взяточничестве, то чаще всего речь идет о взятках за прохождение техосмотра, сдачу экзаменов или зачетов, освобождение от админответственности, выдачу больничных листов и иных документов, передачу запрещенных предметов в места лишения свободы. Возможно также привлечение к административной и дисциплинарной ответственности. Так, госслужащие обязаны уведомить работодателя, прокуратуру или другие органы госвласти о попытках склонения их к совершению коррупционных правонарушений. Иначе следует увольнение. Такое же наказание и в случае, если госслужащий не примет меры по урегулированию конфликта интересов. Поясню, что конфликт интересов – это противоречие между личной заинтересованностью и интересами граждан, общества и государства.

– Текущая работа, поступающие обращения – это понятно. Но в прокуратуре наверняка есть перспективный план по борьбе с коррупцией?

– Такой план есть не только в прокуратуре. Указом Президента ПМР в этом году был утвержден Общереспубликанский план мероприятий по противодействию коррупции на 2021-2023 гг. Его реализация должна способствовать совершенствованию законодательства, дальнейшей координации всех задействованных в борьбе с коррупцией органов, а также повышению правовой грамотности наших граждан, о которой я уже упомянул.

– Какие мероприятия в плане, за которые ответственна прокуратура, вы бы выделили особо?

– План – это ориентир, тот минимум, который надлежит исполнить. Прокуратура не  связана лишь планом. Мы постоянно реагируем на обращения граждан, органов власти и публикации в СМИ. Многое из того, что мы делаем, – результат аналитической работы наших же сотрудников. При этом отдельно бы выделил намеченную проверку законности использования государственного и муниципального имущества. В этих вопросах всегда есть желающие «отхватить лакомый кусок». Мы же, как надзорный орган, должны проверить, как исполняется закон, выявить ошибки в его применении, и не исключено, что и коллизии и пробелы в законодательстве. Безотносительно к запланированной проверке  могу сказать, что прокуроры и сегодня уделяют особое внимание расходованию бюджетных средств, проведению тендеров и иных процедур по госзакупкам. Нарушения здесь встречаются, поэтому я исхожу из позиции «проверяли и проверять будем», а также принимать меры.  На это ориентированы прокуроры, и об этом должны знать все причастные к расходованию бюджетных средств.

– Какие советы можете дать читателям? Как они могут помочь в борьбе с коррупцией?

– Нельзя думать, что разовая «благодарность» в небольшой сумме не считается. Из множества таких мелких фактов строится система. Каждому следует задуматься о вреде коррупции. Если вы стали свидетелем совершения преступления или подготовки к нему, необходимо обратиться в правоохранительные органы – письменно или устно по телефону «102», по номерам «горячих линий», которые указаны на официальных сайтах. При этом хотел бы обратить внимание: если было вымогательство взятки, то давший ее освобождается от уголовной ответственности. То же самое предусмотрено и в случае, когда лицо, давшее взятку, добровольно сообщило об этом органу, имеющему право возбудить уголовное дело.