О тендерах, проводимых Министерством обороны

В первом полугодии 2012 года Военной прокуратурой ПМР была проведена проверка исполнения Министерством обороны ПМР бюджетного законодательства при заключении договоров на поставку продукции и оказание услуг.

Так, потребности вооруженных сил в товарах и услугах обеспечиваются благодаря заключению договоров между Министерством обороны и хозяйствующими субъектами. В соответствии с Гражданским кодексом ПМР, данные договора заключаются с лицом, выигрывавшим торги, проводимые в форме аукциона или конкурса. Закон ПМР «О поставках продукции для государственных нужд» определяет, что размещение заказов на поставку продукции для государственных нужд обеспечивается путем проведения открытых или закрытых тендеров, конкурсов, аукционов.

Как показала проведенная проверка, конкурсной комиссией Министерства обороны ПМР не раз допускались нарушения действующего законодательства.

Так, вопреки утвержденному министром обороны персональному составу конкурсной комиссии, в ее заседаниях зачастую принимали участие не назначенные, а иные неуполномоченные на то лица. Делалось это без соответствующего приказа министра обороны. Также некоторые заседания проводились без наличия должного кворума, а это означает, что принимаемые в те дни комиссией решения являются нелегитимными.

Кроме того, некоторые пункты изданного министерством обороны приказа «О тендерах, проводимых Министерством обороны на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг» противоречили действующему Типовому положению о порядке проведения ведомственного тендера. Данный приказ позволял министерству обороны взимать плату с участников тендера за изготовление тендерной документации, а также разрешал четное число членов комиссии, что могло привести к равному количеству голосов при определении победителя тендера. Вместе с тем, приказом предоставлялась возможность проведения тендера без соблюдения необходимых процедур, в случаях «срочного приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг». Данный пункт явно противоречит основным принципам деятельности Вооруженных сил, которая основана на плановости, заранее определяющей потребности войск в материальных средствах и услугах, в том числе и при возникновении производственных рисков, включающих форс-мажорные обстоятельства.

Как показала проверка, при объявлении в средствах массовой информации о проведении тендера Министерством обороны не конкретизируются требования к товарам, а в некоторых случаях даже предоставление образцов не является обязательным. Поступавшие коммерческие предложения тендерной комиссией не изучались и не анализировались должным образом, что приводило к принятию необоснованных решений. Множество выявленных фактов показали, что результаты тендера часто были в пользу отнюдь не более выгодного поставщика, а предпочтение просто отдавалось «старым знакомым».

Результатом проверки стало внесение военной прокуратурой в адрес Министерства обороны ПМР представления с требованием устранить выявленные нарушения, привести в соответствие с законодательством изданный министерством обороны приказ «О тендерах» и привлечь должностных лиц, виновных в нарушении закона, к дисциплинарной ответственности.